Абстракционизм — это слияние движений, которые доминировали в первой половине двадцатого века. К ним относятся фовизм, кубизм, футуризм, метафизическая живопись, дадаизм и наиболее выдающийся экспрессивный абстракционизм. Все эти течения и радикализация, предложенная такими художниками, как Сезанн, Ван Гог и Гоген, переформулируют живописную сцену, расшатывая ее основы.
Абстракционизм в живописи базируется на цветах и формах, продолжает синтетический дух предыдущих движений и сводит к минимуму важность основной темы в работе. Художники-представители абстракционизма отошли от фигуративного искусства, которое стремилось представить образ визуальной реальности, например https://kyiv.gallery/ru/kartiny/abstraktsionizm.
Абстракционизм в живописи делится на шесть различных типов:
- Криволинейный: используются абстрактные, переплетенные и спиральные мотивы.
- Цветовой и световой: свет и цвет применяются, чтобы отделить произведение искусства от обыденной реальности.
- Геометрический: отвергает линейную перспективу, интеллектуальный подтип искусства, наследник кубизма.
- Эмоциональный: смесь стилей с натуралистической тенденцией.
- Жестикуляционный: чистый абстрактный экспрессионизм, в котором мазок свободен и быстр, а процесс важнее результата.
- Минималистский: избавлен от ассоциаций, представляет возвращение искусства к основам.
Если рассматривать строгий абстракционизм, живопись в этом стиле не имеет следов чего-либо узнаваемого в мире природы, но жанр не ограничивается подобными работами, поскольку существует множество художников, практикующих различные степени абстракции.
Таблица «Абстракционизм: представители течения и их знаковые работы»
Абстракция в живописи делится на лирическую или хроматическую и геометрическую.
Лирическая или хроматическая
Используя выразительность и символику цветов, лирическая абстракция в искусстве раскрывает эмоциональное состояние художника, передавая его зрителю. Предполагается, что он будет применять восторженные тона в моменты возвышения или выцветшие плоскости с размытыми контурами, когда подавлен или неуверен в себе.
Василий Кандинский — знаковая фигура этого художественного течения, практиковал лирический абстракционизм, произведения искусства в котором были пропитаны чувствами. Его картины должны были пробудить эмоции у зрителя. Для него искусство должно было выражать дух, внутреннюю реальность, состояние ума, чувства.
В 1910 году он исполнил первую акварель без темы, известную как «Первая абстрактная акварель». Над воображаемым пространством плавают и перемещаются абстрактные цветные фигуры, в которых нет миметических ссылок. Текучесть цветовых пятен и нервный жест линии создают пространство большого динамизма.
С этого момента он начинает рисовать полотна, полные хроматических пятен и упрощенных форм. Дистанцирование от естественного происходило в серии работ, которые он назвал «Впечатления, импровизации и композиции».
Другой представитель — Робер Делоне. Некоторое время он культивировал кубизм, но вскоре погрузился в абстракционизм, посвятив себя исследованию цвета и света.
Стимулируемый кубизмом и футуристическим динамизмом, он практиковал форму абстракции с яркими цветами, свободно организованную вокруг довольно элементарной геометрической структуры. Эта цель была достигнута в его «Синхронных окнах». Это прозрачные плоскости геометрических фигур, где почти нет рисунка. Каждая плоскость имеет независимую подсветку, и мотив окна будет постепенно теряться, пока не станет полностью абстрактным рисунком.
Он также проводил работы с музыкальными последствиями, основанными на понятии визуального динамизма, вызванного цветом. В круговых формах расположение цвета на плоскости вызывает ощущение оживленного ритма. Концентрические круги рисунка соответствуют различным хроматическим гармониям, достигая превосходного вращательного динамизма.
Геометрическая
Геометрический абстракционизм базируется на упрощении форм до их самого элементарного и общего представления и математическом расположении цветов на основе геометрии. Это упорядоченный абстракционизм, представители которого применяют горизонтальные, вертикальные или диагональные линии. Также используются плоскости, которые переходят от цветного к монохроматическому. Это заставляет зрителя думать, что в работе есть общий знаменатель.
Пионеры, освоившие геометрический абстракционизм, — художники Мондриан и Малевич.
Казимир Малевич
Художник Малевич создал стиль основных форм и чистых цветов под названием супрематизм. Он стремился свести живопись к геометрическим элементам, прямоугольнику, квадрату, кругу и треугольнику, пока не достиг картины как единственного геометрического элемента. Геометрический абстракционизм Малевич практиковал с ограниченным применением цвета, пока не достиг исключительного использования черного и белого.
Первым проявлением этой тенденции является черный квадрат на белом фоне, а его самая радикальная работа — «Белое на белом». Это белый квадрат, подвешенный на белом фоне с небольшим изменением текстуры и интенсивности цвета, чтобы можно было различать фигуры и фон. Квадрат является самой элементарной формой и, подавляя цвет, устраняет любую остающуюся хроматическую символику.
Пит Мондриан
Ученик Пикассо, практиковал абстракционизм, живопись в котором не сентиментальна, она независима от любой исторической, культурной или географической нагрузки. Это достигается путем ограничения выразительного запаса прямой линией и прямым углом, то есть горизонтальным и вертикальным, и тремя основными цветами (красным, желтым и синим) вместе с белым, серым и черным, а не теми, которые получаются в результате их комбинаций. Мондриан назвал этот новый художественный язык неопластизмом.
Творческие искания и пути знаковых персон движения помогают более многогранно представить, что такое абстракционизм. Настоящий бум этого искусства произошел после Второй мировой войны.
Украинские известные современные художники, рисующие в этом стиле — Илья Вайсбург, Виталий Гудко, Михаил Демцю. Закажите на KyivGallery абстрактную живопись, созданную мастерами этого течения.