Boy with puzzles

Пазлы — базовая развивающая игрушка, которая тренирует внимание, зрительное восприятие, ручную моторику, прививает усидчивость и правильное ощущение пространства. С какого возраста и как учить малышей собирать пазлы, читайте в нашей статье.

Когда начинать

Оптимальным возрастом для знакомства ребенка с пазлами психологи считают 2 года, но многое зависит от развития малыша. Некоторые родители впервые показывают деткам пазлы в годик и даже раньше. Если игрушка заинтересовала ребенка, знакомство можно продолжить. Если же он остался безразличным, лучше подождать еще пару месяцев и попробовать снова. Некоторые малыши даже в 3–4 года не проявляют заинтересованности и не справляются с пазлом. Причина может быть в неправильном выборе игрушки. Поэтому, покупая пазлы для детей, учитывайте рекомендации на коробке относительно возраста, для которого они предназначены. Если игрушка не соответствует возрастным запросам малыша, она его не заинтересует.

От простого к сложному

Первый пазл должен быть максимально простым. Идеально подойдет деревянная картинка-половинка без замочка. С традиционными пазлами из картона малыш познакомится позже. На картинке должно быть изображено что-то крупное, знакомое и интересное ребенку: животное, птица, машина, любимая игрушка. На первом этапе важно не напугать кроху сложностью задачи, так как это оттолкнет от игрушки. Для начала пусть он просто сдвинет половинки, чтобы картинка стала завершенной. Позже можно менять половинки местами, поворачивать под разными углами, добавлять другие картинки, чтобы ребенок учился наблюдать, сопоставлять, видеть во фрагментах целое.

Когда малыш научится легко соединять половинки, можно показать ему пазлы с замочком. Их сложнее крепить друг к другу, но это развивает сообразительность и ручную моторику. Параллельно можно показать картонные пазлы из 4–7 элементов с рамкой. С ними проще, чем без рамки, так как сразу видны края. Постепенно ребенок освоится, и задачу можно будет усложнить.

Личный пример

Начинать собирать пазлы-панно следует с самой очевидной детали. Желательно, чтобы первым картинку собрал кто-то из родителей. Когда малыш увидит, что у мамы или папы получилось, можно предложить ему попробовать самому. Будьте готовы, что поначалу ребенку понадобится помощь. Помогайте, но не сразу и так, чтобы деталь оставалась в руках малыша. Избегайте слов «нет», «не так», «не сюда». Лучше задавайте наводящие вопросы: «Это ухо? А где голова?», «Что это возле ноги?» и т. д. Главное — направить мысль ребенка в нужное русло, а дальше он будет соображать самостоятельно.

Деликатность и терпение

Собирание пазла может затянуться, поэтому родителям придется запастись терпением. В процессе обучения на малыша нельзя давить. Не сердитесь на кроху, если у него что-то не получается, лучше деликатно намекните, как правильно, ободрите улыбкой. И не забывайте хвалить ребенка и радоваться каждому верно подобранному элементу. Это заметно ускорит процесс, и вскоре малыш полюбит пазлы и будет готов собирать более интересные и сложные картины.