Большинство родителей стремится научить ребенка всевозможным навыкам как можно скорее, иногда даже забывая о том, что всему свое время. Чтобы не отбить у дошкольника любовь к книгам и миру литературы, следует учитывать его психологическую готовность к самостоятельному чтению.

Когда начать обучение

Понять, что ребенок готов, можно по следующим признакам:

  • Свободная речь предложениями и понимание значения просьб и слов родителей.
  • Умение различать звуки. Логопеды именуют этот навык фонематическим слухом, когда ребенок легко отличает схожие по звучанию слова, например, «лук» и «люк».
  • Отсутствие логопедических проблем и умение произносить все существующие звуки.
  • Отличное владение понятия верх-низ и лево-право. Этот момент важен тем, что малышу необходимо осознать, как именно требуется читать (направление сверху вниз и слева направо).

Домашние уроки: важные правила

  1. Личный пример. Когда в семье никто не проводит время за книгами, ребенку вряд ли захочется читать. Важно, чтобы родители, которые пытаются обучить малыша чтению, сами читали часто и с удовольствием.
  2. Совместные занятия. Не стоит сразу заставлять малыша читать. Для начала можно читать ему вслух, рассматривать вместе картинки, обсуждать прочитанное и нарисованное. Позже можно усложнять вопросы и говорить о причинах поступков героев книги.
  3. Постепенное усложнение. Начинать обучение чтению всегда стоит со звуков. Не нужно заучивать с ребенком алфавит и говорить ему названия букв (Бэ, Вэ, и т.д.), так как такие знания в дальнейшем станут только помехой. Называйте буквы алфавита звуками и постепенно переходите к изучению слогов и слов с повторяющимися слогами типа “мама” и “папа”.
  4. Значимость чтения. Покажите ребенку, что буквы очень часто встречаются в повседневной жизни. Можно поиграть в игру, предложив малышу искать буквы дома (этикетки продуктов, экран телевизора) и на улице (вывески магазинов, бигборды). Можно устроить соревнования, кто найдет больше надписей.
  5. Обучающие игры. В продаже есть множество материалов, которые помогут в обучении: кубики с буквами и слогами, карточки Домана, и ряд других пособий помогут организовать полезное развлечение. Начать можно со складывания слогов, постепенно переходя к словам. Носите с собой небольшую книжку, чтоб с пользой проводить время в очередях и дороге, вместе читать, рассматривать картинки и тренироваться.
  6. Желание. Не стоит принуждать ребенка к чтению, и заставлять его что-либо делать через слезы. Постарайтесь сделать занятия максимально интересными, чтобы малыш сам захотел принести вам книгу и почитать.
  7. Не торопитесь. Все люди (и дети не исключение) очень разные, поэтому одному ребенку для понимания принципа составления слогов может понадобиться намного больше времени, чем другому. Главное – не прекращать занятия и постоянно закреплять пройденные знания практикой.

Правильные книжки

Литература для ребенка, который только начинает читать, должна быть максимально простой и практически полезной.

Начинать стоит с Азбуки, для изучения всех звуков алфавита. Далее можно начинать осваивать букварь, с которым ребенку предстоит научиться объединять знакомые буквы в слоги, а получившиеся слоги – в целые слова.

Существуют специальные обучающие книжки. В них, как правило, содержатся простые и короткие иллюстрированные истории, а слова для удобства сразу разбиты на слоги.