Педиатрия – это особая отрасль клинической медицины, которая призвана наблюдать за становлением новой жизни, помогать, обеспечивать гармоничное развитие малыша, ребенка, подростка, в целом, дает обществу здорового человека – творца завтрашнего дня. Все большое начинается с малого, нередко простого, но в то же время незаменимого. Прежде всего это касается роли грудного вскармливания, которое не в состоянии компенсировать ребенку ни один заменитель.

Материнское молоко издавна воспринималось не только как адекватная пища, но и как мощное противодействие многим заболеваниям. Наши предки не могли объяснить, в чем заключается его защитный эффект, но ясно видели и понимали, что дети, вскармливаемые грудным молоком, редко болеют, хорошо растут и развиваются.

Современная клиническая медицина обладает убедительными фактами относительно преимуществ ГВ, которое выполняет важную биологическую роль – защитную, регуляторную, профилактическую. Рождение ребенка ассоциируется с существенными изменениями окружающей среды, требует от малыша готовности к противодействию, напряженности адаптационных механизмов, видоизменения темпов обмена веществ и функционального состояния органов и систем и тому подобное. Поэтому первой поддержкой в ​​внеутробной жизни малыша является грудное вскармливание, в частности раннее прикладывание к груди матери, обеспечивает эффективную защиту от бактериальной агрессии, препятствуя заселению условно-патогенными или патогенными представителями флоры кожи и слизистых оболочек, и осуществляет защитную роль – «теплую вакцинацию» при получении молозива, даря ребенку ощущение тепла, любви, которые способствуют становлению его нервной и иммунной системы.

Необходимо заметить, что развитие и функциональная зрелость иммунной системы определяются возрастными особенностями и условиями ухода за младенцем, в том числе характером питания. Из пяти критических периодов становления иммунитета в постнатальном периоде, два приходятся на первый год жизни (период новорожденности и 3-6-й месяц), что доказывает их важность.

Иммунологический статус новорожденного включает:

  • пассивный – материнский, осуществляемый с помощью антител класса IgG, а потому обеспечивает противоинфекционную защиту;
  • собственно ребенка – высокое абсолютное количество Т-лимфоцитов с низкой функциональной зрелостью хелперно и супрессорно субпопуляций, низким уровнем комплемента, IgA, бактерицидностью фагоцитов и т.д., которые обуславливают повышенную уязвимость малыша к инфекционным заболеваниям.

Итак, новорожденный ребенок способен сформировать специфический иммунный ответ, однако его реакция на первичное вторжения инфекционных агентов замедленная, а функциональная возможность Т-лимфоцитов отвечать на стимуляцию ограниченная, поэтому иммунный ответ Т-хелперов смещается в сторону Th2лимфоцитив, чем объясняется ниже сопротивляемость.

Когда ребенок достигает 3-6 месячного возраста, его иммунная система теряет материнский патронаж, который обеспечивался антителами класса IgG, – начинается синтез собственных антител иммунологической памяти. Ослабление влияния, а затем потеря пассивного иммунитета определяют закономерности работы иммунной системы ребенка:

  • содержится выраженный лимфоцитоз;
  • иммунологические механизмы имеют супрессорную направленность;
  • в ответ на вторжение инфекционных агентов увеличивается синтез антител класса IgМ (только первичная реакция, которая не обеспечивает формирования иммунологической памяти);
  • недостаточность факторов местной защиты.

В общем, такая незрелость системы иммунитета определяет повышенную чувствительность малыша к возбудителям ОРВИ и формирование пищевой аллергии.

Таким образом, первое полугодие жизни младенца характеризуется низкой компетентностью иммунной системы в условиях массивной антигенной агрессии извне. Именно ГВ является тем эволюционным приспособлением, что, с одной стороны, обеспечивает противодействие инфекционным возбудителям, а с другой – способствует созреванию иммунной системы. Этот сложный механизм поддерживается с помощью уникальных свойств грудного молока, при этом необходимо получение ребенком всех его видов (молозива, переходного, зрелого).

С первых часов жизни новорожденного атакует значительное количество инфекционных агентов, что связано с несовершенством физиологических барьеров (слизистых оболочек, кожи), обедненных факторами местной защиты. При таких обстоятельствах получения даже незначительного, в количественном смысле, объема молозива полностью уравновешивает ситуацию. Качественный состав молозива характеризуется высоким содержанием белка (альбумина, иммуноглобулинов), лимфоцитов и секреторного IgA, что повышает эффективность кишечного барьера. Таким образом, с первыми каплями молозива ребенок получает не только высококалорийную пищу, но и «первые дозы» пассивной иммунотерапии, что является жизненно важным.

Зрелое грудное молоко объединяет факторы специфической и неспецифической иммунной защиты, выполняющие две ведущие функции: становление иммунологической реактивности организма ребенка и защиту ее от вторжения болезнетворных агентов, которое продолжается и на втором году жизни. Прежде всего привлекает внимание высокое содержание антител классов IgA (в том числе секреторного), IgG и IgM, блокирующие проникновение инфекционных возбудителей и формирования пищевой аллергии у малыша. Грудное молоко содержит значительное количество иммунокомпетентных факторов (Т, В-лимфоциты, комплемент, макрофаги, интерферон), способных компенсировать низкую функциональную активность иммунной системы у детей первого года жизни.

ГВ обеспечивает специфическую иммунную защиту по отдельным возбудителям стафилококков, лямблий, энтерококков, стрептококков. Поскольку значение стафилококка – возбудителя тяжелых генерализованных инфекций – продолжает оставаться актуальным, наличие антистафилококкового фактора и лактопероксидаза в грудном молоке является надежным профилактическим средством.

Вместе с тем роль вирусных возбудителей в возникновении тяжелой патологии детей первого года жизни есть не менее важной, учитывая преобладание иммуносупрессивного характера иммунологического ответа в этом возрасте. Поэтому вскармливания ребенка материнским молоком содержит интерферон, рибонуклеазоподибний фактор, обеспечивает эффективную противовирусную защиту.

Отдельные компоненты грудного молока (длинноцепочечные жирные кислоты, гормоны щитовидной, надпочечников и гипофиза, нуклеотиды, факторы роста) хоть и не обладают специфичностью, однако важны в развитии иммунологической толерантности.

Итак, грудное вскармливание, что представляет собой пассивный путь передачи защитных факторов, обеспечивает оптимальные условия для планомерного роста функциональной зрелости иммунной системы и осуществляет длительное положительное влияние на иммунологическую реактивность организма ребенка.

Особенности врожденного и формирования приобретенного иммунитета у детей грудного возраста зависят от становления кишечной микрофлоры. Поскольку младенец рождается с практически стерильным кишечником, то его заселение бактериями – первый стимул к активации специфических и неспецифических защитных механизмов слизистой оболочки кишечника (местного иммунитета). Во время родов происходит быстрая колонизация бактериями – представителями интестинальной и вагинальной флоры матери (лактобациллами, энтеробактериями, грамположительными кокками), после чего состав микрофлоры видоизменяется под влиянием группы факторов внешней среды, прежде всего характера вскармливания. Раннее прикладывание ребенка к груди – первый шаг к заселению кишечника сапрофитной флорой кожи матери (при условии ее адекватной дородовой санации) в сочетании с получением «готовых» факторов местной защиты, определяющие темпы становления и качественный состав микробного пейзажа. Почти 80-95% микрофлоры ребенка, которую он получает от ГВ, составляют бифидобактерии.

Заселение и становления кишечной микрофлоры является динамичным и постепенным процессом функционирования желудочно-кишечного тракта как органа пищеварения и иммуногенеза одновременно. Лимфоидная ткань пищеварительного канала составляет примерно 2/3 всей лимфоидной ткани организма ребенка и обеспечивает реакции врожденного и приобретенного иммунитета. Врожденная иммунная защита осуществляется без предварительного антигенного стимула и защищает от проникновения различных внешних факторов (токсинов, антигенов, инфекционных возбудителей). Приобретенный иммунитет должен противостоять группе антигенов, которые распознаются после повторного контакта. В связи с этим физиологочные темпы формирования микробиоценоза кишечника приобретают важное значение. Спектр облигатных представителей кишечной флоры, полезных для человека, зависит от характера питания ребенка и необходим для стимуляции.

Грудное молоко – не только основная пища для ребенка первого года жизни, но и источник нутриентов, способствующих становлению микропейзажу кишечника, а затем и дифференциации иммунного ответа. Преобладание бифидобактерий в составе интестинальной флоры детей, вскармливаемых материнским молоком, объясняется наличием в нем комплекса компонентов. В частности, бифидогенные свойства имеют альбумины, нуклеотиды, лактоферрин и др. А также олигосахариды грудного молока, которые по содержанию бифидобактерий занимают второе место после лактозы. Они не расщепляются в верхних отделах пищеварительной системы, а потому достигают толстой кишки в неизмененном виде, выступая питательным субстратом для роста бифидобактерий. Низкое содержание белка и фосфора в грудном молоке обеспечивает низкую буферную емкость и снижение уровня внутрикишечного рН среды.

Преобладание бифидогенной флоры кишечного содержимого у детей, получающих ГВ, сопровождается группой положительных эффектов, среди которых ведущим является повышенная резистентность организма малыша к кишечным инфекциям. Этот механизм защиты обусловлен способностью бифидобактерий подавлять рост патогенных возбудителей, создавать кислую среду в просвете толстой кишки. Кроме того, бифидобактерии выполняют функцию модуляции механизма иммунного ответа.

Итак, иммунные факторы материнского молока (секреторный IgA, лизоцим, макрофаги, лимфоциты, лактоферрин, бифидус-фактор) и его отдельные нутриенты в выгодном соотношении (сывороточные альбумины, α-лактоальбумин, низкое содержание фосфора, полиненасыщенные длинноцепочечные жирные кислоты) блокируют заселение кишечника условно патогенные флорой и способствуют росту бифидофлоры. Последняя стимулирует синтез секреторного IgA и неспецифических факторов иммунной защиты (лизоцима, интерферона, цитокинов, комплемента), что положительно влияют на формирование слизистой оболочки пищеварительного тракта (природного барьера на пути инфекционных и неинфекционных антигенов).

В течение первого года жизни ребенка происходит расширение его пищевого рациона (введение блюд прикорма и физиологических добавок), вследствие чего состав кишечной микрофлоры видоизменяется: уменьшается количество бифидобактерий, растет уровень бактерий-протеолитиков (энтерококков, бактероидов), что приводит к восприимчивости ребенка к кишечным инфекциям.

Таким образом, состав пищевого рациона ребенка первого года жизни – собственно ГО – играет важную роль в становлении иммунитета, обеспечивающего динамичное дифференцирование и формирование приобретенной иммунной защиты. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, закономерными будут более сложные механизмы формирования и синтеза факторов местной иммунной защиты. Спектр микрофлоры кишечника в основном представлен кишечной палочкой, стафилококками, клостридиями т.д. и в меньшей степени – бифидобактериями. Бесспорно, лишение ребенка ГВ означает и отсутствие в пищевом рационе нутриентов, необходимых для становления микроэкологии кишечника.