Учитель является одним из главных авторитетов в жизни школьника. Начиная с младших классов, дети ориентируются на мнение учителя о своих успехах. Конечно, данный процесс происходит на подсознательном уровне.

Самооценка и ожидания учителя – есть ли взаимосвязь?

Если педагог постоянно хватит воспитанника, радуется его незначительным и весомым результатам, то у ребенка закрепляется четка установка в подсознании: «мной восхищаются, я молодец!». Таким детям присуща адекватная или слегка завышенная самооценка. Они легко реагируют на неудачи в жизни, подбадривая себя, акцентируют свое внимание на положительных аспектах происходящего. Ведь, как известно, нет абсолютно негативных или позитивных событий. Эмоциональная окраска произошедшего будет зависеть от самого человека.

Рассматривая другой случай, можно увидеть следующую картину. Ребенок, которого с детства убеждали в собственной никчемности и заурядности, глядя на счастливых, активных, жизнерадостных сверстников, начинает замыкаться в себе. Если учитель постоянно приговаривает, что ничего хорошего от воспитанника ожидать не приходится и «закончит он дворником на улице», то ситуация усугубляется еще больше.

При таком развитии событий спасательным кругом для малыша могут стать родители, семья. К сожалению, часто этого не происходит. Ребенок подвергается давлению со стороны учителя и одноклассников, лишается друзей и приятелей, замыкается в себе. Уровень самооценки становится критически низким. Вырастая, он сторонится людей, во всем видит только негатив и склонен к депрессивным расстройствам.

Взаимосвязь успехов по учебе (успеваемости) и самооценки

Как часто Вы отказывались от участия в школьных олимпиадах, сомневаясь в собственных силах? Каково же было удивление потом, когда одноклассники, которые, казалось, знали меньше Вас, занимали призовые места. С подобными ситуациями сталкивался практически каждый из нас.

Несмотря на кажущуюся незначительность, сила правильной самооценки велика. Ребенок, окруженный поддержкой учителя и родителей, верит в себя и свои силы. Он боится, но может рискнуть и сделать шаг в сторону нового, неизведанного, сулящего большие перспективы.

Воспитанник с низкой самооценкой рассчитывать может только на себя. В силу возраста у него еще не работает критическое мышление, и он на слово верит взрослым. Авторитетный учитель при всем классе в середине занятия заявляет, что он, воспитанник, неуч и бездарь. Обида и желание спрятаться, защититься, надолго останутся в его памяти.

Глядя на ситуацию глазами ребенка, несложно понять, насколько тщательно нужно контролировать каждое слово. Часто взрослые, желая поддержать малыша, но, выбирая неверные методы осуществления желаемого, наносят непоправимый урон детский психике.

Вебинар от «Всеосвіти» — разберем все вопросы максимально доступно и объемно!

Если Вас заинтересовала данная тема, то более подробно ознакомиться с ней можно на нашем вебинаре от «Всеосвіти»! Мы с радостью поделимся своими наработками!