Касаемся пальчиками клавиш фортепиано и не подозреваем, что запускаем процессы развития культуры речи. Все, чем мы себя окружаем и чем занимаемся, влияет на нашу жизнь. Особенно музыка.

В этой статье мы подготовили для вас 10 причин, почему стоит заниматься музыкой, а также расскажем с какими сторонами нашей жизни она имеет непосредственную связь.

1. Музыка – это мир эмоций, она способна вызвать улыбку, слезы, волнение.

Развитие эмоционального состояния является чрезвычайно важным для каждого человека. Занятия музыкой позволяют прожить разные эмоции и раскрыть свое внутреннее «я».

Во время прослушивания и исполнения музыкальных произведений у нас меняется сердцебиение, мы физически способны испытывать эмоции, которые несет в себе определенное произведение. Играя на музыкальных инструментах, мы перевоплощаемся в разные роли, демонстрируя разные характеры и манеры, даже те, которые по определенным причинам сдерживаем в себе или не решаемся проявить в реальной жизни.

2. Музыка тренирует наш мозг – учит концентрироваться, сосредотачиваться на конкретной мысли, абстрагироваться от всего лишнего. Кроме того, музыка учит обращать внимание на детали – звук выше, ниже, длиннее, короче. Это своеобразная подготовка ребенка к письму, чтению, к будущей сложной когнитивной работе.

Исследования, проведенные нейробиологами, показали, что каждый раз, когда мы играем на музыкальном инструменте, в мозгу будто взрывается фейерверк, происходит настоящий фестиваль. Нейроны образуют удивительный оркестр нашего мозга, а игра на инструменте задействует все его зоны одновременно, особенно зрительную, слуховую и моторную зоны коры. Поэтому музыканты имеют очень хорошую память и структурное мышление. Недаром в некоторых современных компаниях отдают предпочтение потенциальным работникам, у которых есть музыкальное образование.

3. Музыка воспитывает характер.

Так как заниматься игрой на музыкальных инструментах нужно регулярно, это прекрасно воспитывает волю и дисциплину. Конечно, маленьким исполнителям не обойтись без поддержки родителей, задача которых – мотивировать и стимулировать на пути к достижению цели.

4. Музыка имеет много общего с другими дисциплинами. Например, математикой. В нотах есть много вещей, которые нужно считать – аппликатура, то есть нумерация пальцев, размер музыкального произведения, пять линеек нотного стана, такты, длительности нот и пауз, темповые обозначения. Неудивительно, что большинство нобелевских лауреатов по физике и химии так или иначе были связаны с музыкой. Например, вспомним двух выдающихся физиков XX века – Альберта Эйнштейна и Макса Планка. Эйнштейн прекрасно играл на скрипке, а Планк мог стать известным пианистом-виртуозом, если бы не предпочел математику и физику.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их … Музыке» (Михаил Казиник)

В Оксфордском университете около 70% членов музыкального клуба – профессора физики и химии. Это заставляет задуматься: каким путем лучше идти – ПРОСТО изучать математику, физику, химию – или все-таки сделать путь познания наук другим, более креативным?

5. Музыка развивает речь.

В любом произведении музыкальный язык всегда наполнен фразами, предложениями, запятыми, точками и знаками. Не секрет, что музыкантам лучше удается говорить, писать, легче усваивать грамматику и иностранные языки, что связано с умением мгновенно улавливать мелодику речи и правильное произношение.

В частности, детям, которые имеют логопедические проблемы, настоятельно рекомендуют заниматься вокалом и игрой на музыкальных инструментах. И это дает хорошие результаты. Поэтому, если у вашего ребенка есть проблемы с речью, отправьте его на уроки вокала. С вокалом понятно … А как влияет игра на музыкальных инструментах? Все очень просто. На кончиках пальцев находятся нейронные окончания. Прикасаясь к клавишам или струнам инструмента, мы их постоянно стимулируем, развивая мелкую моторику, контролируемую обоими полушариями мозга. Таким образом, моторика имеет прямое влияние на развитие мозга, особенно на те его механизмы, котрые отвечают за речь.

6. Музыка развивает интеллект. При выполнении произведения музыкант сознательно находится в трех временных измерениях – помнит о прошлом (то, что прозвучало), контролирует настоящее и уже предвкушает будущее. Пытаясь достичь целостности музыкального произведения, донести заложенный в него смысл, исполнитель одновременно контролирует текст, форму, темп, ритм, динамику, тембр, гармонию.

7. Музыка развивает креативность, одну из важнейших навыков XXI века.

Без фантазии невозможен процесс созидания. А во время слушания или исполнения музыки мы можем представить все, что угодно – бурное море, метель, лунный свет, даже хлеб с маслом. Кстати, существует музыкальное произведение под названием «Das Butterbrot» (авторство часто приписывают В. Моцарту), в котором композитор имитирует процесс намазывания масла на хлеб.

Кроме того, играя, например, на фортепиано, координация правой и левой руки усиливает связь между полушариями мозга. Благодаря этому музыканты могут решать поставленные проблемы более эффективно и творчески в академической и социальной сферах.

Импровизационность, написание собственных музыкальных произведений – это самая высокая способность человека к творчеству. И результат такой деятельности – нестандартный подход в решении любого вопроса.

8. Музыка воспитывает эмпатию – учит сочувствовать и сопереживать. Специфика музыкального языка дает возможность музыканту быть в состоянии эмпатии, то есть воспринимать внутренний мир другого (отождествляя себя с ним) с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Музыкой мы смело можем сказать то, что не решаемся сказать словами.

9. Музыка и коммуникация. Музыкальные занятия в оркестре и хоре развивают навыки работы в команде. Ведь мы учимся слушать и слышать не только себя, но и других.

Каждый из участников хора или оркестра является важным элементом команды, от каждого из них зависит качество процесса и достижения поставленной цели. Чтобы оркестр хорошо звучал, каждый музыкант должен работать очень продуктивно.

10. Музыка развивает все необходимые навыки, которые дает нам современная школа. Но музыка делает это на другом материале, поэтому и результат достигается гораздо быстрее и глубже прорабатывается.